Грузовые станции
Железнодорожные станции выполняют операции по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, перевозимых повагонными и мелкими отправками, в контейнерах, а также операции по перевозкам пассажиров, багажа и грузобагажа. Такие перевозки производятся между станциями, открытыми для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций.
Грузовые станции представляют собой комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения грузовых и коммерческих операций, приема, расформирования, формирования, коммерческого осмотра, технического обслуживания и отправления грузовых поездов. Как правило,эти станции расположены в крупных промышленных и населенных пунктах, где зарождаются и погашаются грузопотоки, и обслуживают промышленные предприятия и население. Грузовые станции являются стыковыми пунктами различных видов транспорта (железнодорожного с автомобильным, водным, промышленным, трубопроводным), а также железнодорожного транспорта широкой, узкой и западноевропейской колеи.
В зависимости от основного назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяются на неспециализированные (служащие для погрузки и выгрузки разных грузов) и специализированные (для отдельных грузов).
Неспециализированные (в том числе линейные грузовые или опорные промежуточные станции) предназначены для переработки (в основном на своих складах) тарно-штучных грузов, перевозимых в контейнерах, некоторых категорий навалочных и других грузов, для обслуживания промышленных предприятий, баз и складов (необщегопользования).
Специализированные грузовые станции предназначены для массовой погрузки-выгрузки однородных грузов (зерно, уголь, руда, минерально-строительные материалы, нефть, лес и др.).
Под опорной станцией понимается грузовая станция, выполняющая коммерческие операции по собственной погрузке-выгрузке, а также по погрузке-выгрузке прикрепленных к ней малодеятельных грузовых станций, оснащенная средствами автоматизации, включенными в сеть передачи данных с дорожными информационно-вычислительными центрами (ИВЦ), и имеющая связь (телефонную, электронную и др.) с прикрепленными станциями.
Перегрузочные станции осуществляют в значительных размерах перегрузку грузов с узкой колеи на широкую и обратно.
Для обслуживания морских и речных портов при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт и наоборот предназначены портовые станции. Они размещены максимально близко к порту или непосредственно на территории порта.
Для обслуживания морских паромных переправ сооружают паромные станции.
На сети дорог наряду с крупными и средними имеются малодеятельные станции, открытые для производства грузовых и коммерческих операций на местах общего пользования. Выполнение грузовой и коммерческой работы на этих станциях не позволяет эффективно использовать комплекс технических средств железнодорожного транспорта, препятствует механизации погрузочно-разгрузочных работ, затрудняет информатизацию перевозочного процесса, приводит к излишнему содержанию эксплутационного штата, затрудняет управляемость грузовой и поездной работой. Огромные потери приносит развоз на малодеятельные станции вагонов под погрузку или выгрузку, а также уборка их. Поэтому экономически выгодно концентрировать грузовую работу на меньшем числе станций, где имеются необходимые устройства и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Основное направление концентрации грузовых операций — закрытие малодеятельных станций для грузовых операций и создание опорных станций. Создание опорных станций позволяет снизить себестоимость перевозок, повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и эффективность использования подъемной, транспортной техники, сократить простой подвижного состава, ускорить оставку грузов, повысить пропускную способность железных дорог, улучшить обслуживание отправителей и получателей грузов. Все это обеспечивается, если параллельно железнодорожным линиям расположены автомобильные дороги с благоустроенными подходами к грузовым станциям. Экономическая целесообразность закрытия малодеятельных станций и передачи их работы на опорные определяется технико-экономическими расчетами.
В зависимости от местных условий и экономической целесообразности могут быть применены и другие формы концентрации грузовой работы: частичное закрытие станции (на определенный период года), концентрация операций с отдельными видами грузов (наливные, лес, минеральные удобрения), концентрация перевозок мелких отправок, ликвидация малодеятельных подъездных путей с передачей их грузооборота на места общего пользования или с созданием объединенных транспортных хозяйств для группы предприятий.
Создаются опорные станции нового типа. Эти станции берут на себя руководство и ответственность за работу прикрепленных к ним промежуточных станций. Общее оперативное управление в пределах обслуживаемого опорной станцией района обеспечивает единство коллективов станций, приближает управление станциями к месту выполнения начальных и конечных операций перевозочного процесса. Создание опорных станций нового типа позволяет сформировать новую структуру организации и управления перевозочным процессом, решить многие эксплуатационные задачи, снизить эксплуатационные расходы, связанные с сокращением маневровых локомотивов, закрытием отдельных путей и парков станций, складов, грузовых устройств, товарных контор и другими мерами.
Грузовая станция является линейным предприятием железной дороги по организации перевозок грузов и непосредственно подчиняется отделению дороги. Руководство работой станции осуществляет начальник железнодорожной станции, который несет полную ответственность за выполнение задач, возложенных на него «Положением о железнодорожной станции».
Руководство эксплуатационной работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организация обработки поездов и вагонов по технологическому процессу осуществляются начальником станции и его заместителем по оперативной работе.
Грузовой и коммерческой работой в целом по станции руководит заместитель начальника станции по грузовой работе. Непосредственно руководство и контроль за исполнением грузовых и коммерческих операций на местах общего пользования возложено на начальника грузового района, на контейнерных площадках — на заведующих контейнерными площадками, в товарной конторе — на начальника товарной конторы, на складах — на заведующих пакгаузами, на сортировочной платформе —
на заведующего сортировочной платформой.
Разработку и внедрение технологического процесса работы станции, передовых методов труда, проведение мероприятий по рациональному использованию технических средств, устройств, обеспечению безопасности движения поездов и техники безопасности, а также анализ работы станции осуществляет инженер станции и инженер-технолог станции.
Оперативное руководство станцией, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организацией грузовой и коммерческой работы, обработкой поездов и вагонов возложены на заместителя начальника станции и сменных командиров — маневровых диспетчеров и дежурных по железнодорожной станции. Примерная структура оперативного руководства работой грузовой станции приведена на рис. 2.1.
Маневровый диспетчер (ДСЦ) осуществляет оперативное планирование и руководство работой станции, обеспечивает выполнение сменных планов, осуществляет контроль за выполнением технологических норм на обработку составов и вагонов.
Дежурный по железнодорожной станции (ДСП) осуществляет непосредственное руководство приемом, расформированием, формированием и отправлением поездов.
Рисунок 2.1. Примерная структура оперативного руководства работой грузовой станции
Начальник товарной конторы осуществляет контроль за выполнением заявок и договоров на перевозку грузов, оформлением грузовых перевозочных документов, расчетами с грузоотправителями и грузополучателями, ведением установленных форм учета и отчетности.
Начальник грузового района обеспечивает выполнение планов погрузки по грузовой работе на местах общего пользования, осуществляет контроль за своевременной подачей и расстановкой вагонов на местах погрузки и выгрузки, организует выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
На железнодорожных подъездных путях выполнение плана погрузки и выгрузки грузов обеспечивает диспетчер по грузовой работе.
Выполнение основных грузовых и коммерческих операций возлагается на приемосдатчиков груза 3—6 разрядов, товарных кассиров 4—8 разрядов, 1, 2 категории, старших товарных кассиров, коммерческих агентов 3—5 разрядов и др. Численность их на конкретной станции, открытой для грузовых и коммерческих операций, устанавливается на основании Нормативов численности приемосдатчиков груза и приемщиков поездов на станциях железных дорог и Нормативов численности работников в товарных конторах станций.