КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ ГОСТ Р 56944-2016

ГОСТ Р 56944-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ

Пути рельсовые крановые надземные.

Общие технические условия

Cranes. Overhead crane railways. General specifications

ОКС 53.020.20

Дата введения 2017-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Московским архитектурным институтом (Государственная академия) (МАРХИ), МГТУ им.Н.Э.Баумана, Акционерным обществом «РАТТЕ»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 289 «Краны грузоподъемные»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01 июня 2016 г. N 463-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Надземные рельсовые крановые предназначены для передвижения во время эксплуатации внутри цехов и на эстакадах грузоподъемных мостовых кранов (включая опорные и подвесные), полукозловых и полупортальных кранов, передвижных консольных кранов, монорельсовых грузовых тележек, электрических и ручных передвижных талей.

До последнего времени в Российской Федерации не существовало национальных стандартов, устанавливающих параметры и размеры надземных рельсовых путей крановых, требований к их конструкциям и устройству, специфике обслуживания и ремонта, а также необходимых требований к надежности данного оборудования.

Настоящий стандарт ликвидирует имеющийся пробел в нормативных документах на указанный тип подъемных сооружений и способствует повышению надежности и безопасности эксплуатации современного грузоподъемного оборудования, для которого они предназначены.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на надземные рельсовые крановые пути (далее — надземные рельсовые пути), предназначенные для передвижения во время эксплуатации внутри цехов и на эстакадах грузоподъемных мостовых кранов (включая опорные и подвесные), полукозловых и полупортальных кранов, передвижных консольных кранов, монорельсовых грузовых тележек, а также электрических и ручных талей (далее — кранов).

Настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, изготовлению, монтажу, ремонту и безопасной эксплуатации указанных надземных рельсовых путей, а также требования по обеспечению безопасности при эксплуатации кранов на надземных рельсовых путях.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51685 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

ГОСТ Р ИСО 4016 Болты с шестигранной головкой. Класс точности С

ГОСТ Р ИСО 8765 Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В

ГОСТ 12.4.107 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Канаты страховочные. Технические условия

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 2591 Прокат сортовой стальной горячекатаный квадратный. Сортамент

ГОСТ 4121 Рельсы крановые. Технические условия

ГОСТ 5915 Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 7173 Рельсы железнодорожные типа Р43 для путей промышленного транспорта. Конструкция и размеры

ГОСТ 8239 Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 8240 Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 11371 Шайбы. Технические условия

ГОСТ 11530 Болты для рельсовых стыков. Технические условия

ГОСТ 11532 Гайки для болтов рельсовых стыков. Технические условия

ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 15526 Гайки шестигранные класса точности С. Конструкция и размеры

ГОСТ 19115 Шайбы пружинные путевые. Технические условия

ГОСТ 19127 Накладки двухголовые к рельсам типа Р43. Конструкция и размеры

ГОСТ 19281 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия.

ГОСТ 19425 Балки двутавровые и швеллеры стальные специальные. Сортамент.

ГОСТ 20372 Балки стропильные и подстропильные железобетонные. Технические условия.

ГОСТ 24741 Узел крепления крановых рельсов к стальным подкрановым балкам. Технические условия

ГОСТ 25546 Краны грузоподъемные. Режимы работы

ГОСТ 28648 Колеса крановые. Технические условия

ГОСТ 32576.1 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32576.5 Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33184 Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи. Технические условия

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил и/или классификаторов) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1[1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 верхнее строение рельсового пути кранового: Совокупность элементов конструкции пути, установленных на подкрановые строительные конструкции (или подвешенных к ним), воспринимающих и передающих нагрузки от колес крана на подкрановые строительные конструкции.

3.2 заземление: Преднамеренное электрическое соединение рельсовых нитей надземного рельсового пути с заземляющим устройством.

3.3 заземляющее устройство: Совокупность заземлителя и заземляющих проводников.

3.4 заземлитель: Проводник (электрод) или совокупность металлических соединенных между собой проводников (электродов), находящихся в соприкосновении с землей или ее эквивалентом.

3.5 заземляющий проводник: Проводник, соединяющий заземляемые части рельсовых нитей кранового пути с заземлителем.

3.6 естественный заземлитель: Находящиеся в соприкосновении с землей или ее эквивалентом электропроводящие части коммуникаций, зданий и сооружений производственного или иного назначения, используемые для целей заземления.

3.7 монорельс: Рельсовый путь крановый с одним рельсом, предназначенный для передвижения электрических талей, тележек с ручной тягой (кошек) или самоходных грузовых тележек, снабженных механизмом подъема груза. На монорельсе могут устанавливаться пересечения, стрелки, поворотные круги и стыковочные устройства для перехода тележек на кран-балки.

3.8 копир: Разновидность отключающего устройства, представляющего собой штырь, предназначенный для воздействия на поворотный рычаг концевого выключателя при наезде или съезде с него.

3.9 надземный рельсовый путь крановый: Рельсовый путь крановый, опирающийся на подкрановые строительные конструкции или подвешенный к ним.

3.10 опорные элементы: Элементы, воспринимающие крановые нагрузки от рельсов и передающие их на строительные конструкции.

3.11 отключающая линейка: Разновидность отключающего устройства, представляющего собой пластину, начало и окончание которой выполнено в виде наклонных плоскостей, и предназначенную для воздействия на поворотный рычаг концевого выключателя при его наезде или съезде с нее.

3.12 отключающее устройство: Устройство, обеспечивающее воздействие на ограничитель передвижения крана для предотвращения его перемещения за пределы рабочей зоны.

3.13 подкрановые строительные конструкции: Строительные конструкции (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы), предназначенные для опирания (подвески) рельсового пути кранового, восприятия нагрузок от подъемного сооружения в процессе эксплуатации и обеспечения пространственной жесткости и устойчивости каркаса сооружения.

3.14 промежуточные скрепления: Устройства, обеспечивающие соединение рельсов со строительными конструкциями.

3.15 путевое оборудование: Устройства (тупиковые упоры, отключающие устройства, страховочные канаты, знаки безопасности и др.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана.

3.16 рельсовая нить: Непрерывный ряд рельсов, примыкающих концами друг к другу, воспринимающих и передающих крановые нагрузки от колес крана на опорные элементы пути.

3.17 рельс: Стальная горячекатаная балка единого специального профиля или имеющая составной профиль, состоящий из частей, скрепленных с применением крепежных элементов или сваркой.

3.18 рихтовка: Комплекс мероприятий, проведение которых необходимо для приведения положения рельсовых нитей (с заданной погрешностью) в проектное планово-высотное положение.

3.19 старогодные рельсы: Отремонтированные или годные к эксплуатации рельсы, ранее использовавшиеся на железных дорогах или других объектах промышленности.

3.20 стык: Разъемное или неразъемное (сварное) место соединения конца предыдущего рельса с началом последующего в одной рельсовой нити.

3.21 тупиковый упор: Устройство, предназначенное для гашения скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях при отказе отключающего устройства или тормозов механизма передвижения крана.

     4 Обозначения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

 — нагрузка, направленная вдоль надземного рельсового пути и вызываемая наездом крана на тупиковый упор, кН;

 — скорость передвижения крана в момент наезда на тупиковый упор, принимаемая равной половине номинальной, м/с;

 — наибольшая возможная осадка буфера, м;

 — приведенная масса крана, т;

 — масса моста крана, т;

 — масса тележки, т;

 — грузоподъемность крана, т;

 — пролет (колея) крана, м;

 — подход грузовой тележки крана, м;

 — коэффициент надежности по нагрузке;

 — коэффициент сочетаний нагрузок;

 — пролет подкрановой балки, м;

 — суммарный путь, проходимый краном за срок службы, км

Скачать ГОСТ Р 56944-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *