Как правильно кантовать шпалы и рельсы?
Слово «кантовать» — это переворачивать шпалу или рельсу в исходное положение (на подошву). В 70% случаев монтер пути сталкивается с подобной ситуацией, как на перегоне, так и на базе в процессе сборки звеньев, реставрации, демонтажа, расшивке.
Не всегда элементы верхнего строения пути расположены вертикально. Представленные ниже советы, актуальны как на перегоне, так и цехе сборки — часть участка на базе, где комплектуют и грузят новые звенья.
Делаются подобные «чудеса» при помощи путейского ломика. Если внимательно присмотреться к лому, то видно, что с одной стороны он заострен, а с другой в форме «лопатки».
Как правильно кантовать бетонные шпалы под скрепление КБ?
Кто учил теорию в кабинете охраны труда и читал инструкции, заметил, что в шпалах под КБ крепление, металлические подкладки прикручиваются закладными болтами. Именно из-за этого в железобетонной конструкции отверстия «сквозные».
Представим, что шпала лежит на «боку» и чтобы ее перевернуть в исходное рабочее положение, потребуется вставить ломик в одно из четырех отверстий (Рис. 1 а).
Бывает сложная ситуация, если шпала подошвой вверх. В этом случае, сначала переворачиваем шпалу на бок, а потом как на Рисунке 1а.
Кантовать шпалы может один человек, но когда на перегоне она засыпана щебнем либо землей и достать ни как, либо при смене на новую, участвуют двое монтеров.
Как правильно кантовать бетонные шпалы под анкерное скрепление?
В отличие от КБ, здесь нет сквозных отверстий, но это никак не мешает вернуть ее в начальное положение или наоборот вывернуть. Анкер — крепление с двумя срезами по бокам. Разработано специально под упругую клемму КП-5, которая выполнена в форме пружины.
Боковые разрезы в анкере различаются между собой диаметром паза. Там, где диаметр меньший, нужен, чтобы пружинная клемма установилась и не вылетела, а там где шире, чтобы защелкнулась.
На Рисунке 2 прекрасно показано стрелками, где нужно вставить край лома, чтобы перевернуть шпалу — устанавливают лопатку именно в меньший по диаметру паз (отмечено красной стрелкой).
Преимущества анкерного крепления во время кантования бетонной шпалы такого типа в том, что анкера расположены зеркально (Рис. 2а). Как бы шпала не жала на боку и даже, если одна ее сторона засыпана щебнем или в земле, всегда можно «зацепить» ломиком.
Как правильно кантовать рельсы?
Для обеспечения техники безопасности, под рельсы разработан специальный «ключ» в форме крюка, но в момент «разгара» работы и экономии времени, приходиться использовать доступные подручные инструменты.
Работая ломиком, нужно внимательно следить за собой и окружающими.
Прежде, чем приступить, убедитесь в следующем:
- ломик не зацепит одежду;
- возле вас нет других людей — точнее, они должны стоять перед вами или позади, так как бывают случаи, что лом вылетает из рук и попадает в другого монтера.
Приступаем:
- становимся так, чтобы рельса оказалась перпендикулярно монтеру;
- ноги стараемся не располагать близко к подошве и к головке рельсы;
- ломик вставляем в крайнее отверстие рейки — можно острой стороной или «лопаткой»;
- быстрым рывком опрокидываем рейку и в момент ее переворачивания, стараемся убрать путейский ломик. Если этого не получается сделать (вспомнили стих, кадры из фильма, замечтались, засмотрелись на девушку, подумали об обеде), не держим ломик, а отпускаем. Иначе рейке хватит «силы», чтобы человека опрокинуло, он упал и получил травму. Повторим, что ломик может вылететь. Поэтому рекомендуется, чтобы рядом возле монтера, кантующего рельсу, с посторонних никого не было.
На базе ПМС, если рельсы выгружены при помощи тросов, они частенько складываются вместе и кантовать рельсы ломом тяжело или вовсе невозможно. Приходиться использовать грузоподъемный кран и клещи.
Кантовать рельсы длиной 12.5 метров сможет один человек, но даже с 25 м рейкой самостоятельно способен управиться один монтер пути, если она на ровной поверхности, но требуется опыт.
По технике безопасности, кантовать рельсу длиной 25 метров должно два человека и одновременно делать рывок для переворота, а сами монтеры становятся по обе стороны рейки.
Итоги…
Умение кантовать шпалы и рельсы поможет монтеру пути на протяжении всей его трудовой карьеры на ЖД. Только надо понимать, что нельзя пренебрегать собственной безопасностью.
Монтеры часто переворачивают бетонные шпалы на базе ПСМ в цехах сборки или реставрации, но чаще, где собирают новый железнодорожный путь. О процессе сборки детально будет рассказано в другой статье, но немного забежим в будущее.
Когда грузоподъемный кран привозит стопку новых шпал, они могут рассыпаться из-за хрупкости деревянных прокладок между ними. Раскладывая шпалы по шаблону приходиться переворачивать их на подошву. При выгрузке шпал с полувагона, стопка также может развалиться в процессе доставки с завода на базу ПМС или ПЧ.
Кантовать рельсы должен опытный монтер пути, ведь «новички» на железной дороге относятся к подобному действу, словно к игре, из-за чего и получают травмы.