Многообразие перевозимых грузов определяет структуру парка грузовых вагонов. Он состоит из вагонов различного типа, приспособленных для перевозки отдельных видов или групп грузов. Правильный выбор подвижного состава для перевозки в зависимости от характера и свойств перевозимого груза имеет большое значение для обеспечения
сохранности груза и наиболее эффективного использования транспортных средств. Немаловажно при выборе подвижного состава и контейнеров предусмотреть минимальные транспортные расходы. Сохранность груза при перевозке в значительной степени зависит от исправности подвижного состава в коммерческом отношении и правильной погрузки, размещения и крепления груза.
При выборе подвижного состава для перевозки конкретного груза необходимо учитывать ряд факторов. Прежде всего следует руководствоваться действующими государственными стандартами и техническими условиями на предъявляемую к перевозке продукцию, в которых указаны условия транспортирования продукции, в том числе требования к выбору вида транспортных средств. Необходимо учитывать транспортные характеристики грузов и в соответствии с ними выбирать подвижной состав и контейнеры не только по виду, но и признакам пригодности его под перевозку конкретного груза, конструктивным особенностям и показателям, характеризующим вагоны и контейнеры. Необходимо обратить внимание на линейные размеры грузовых мест, машин и оборудования, возможность их размещения в вагоне или контейнере, соблюдение габарита погрузки и возможность крепления при перевозке в открытом подвижном составе. При выборе подвижного состава для перевозки негабаритных грузов надо учитывать возможность уменьшения степени негабаритности за счет погрузки их на транспортеры соответствующих типов (с пониженной платформой или колодцевого). Вагоны должны быть пригодны как в техническом, так и в коммерческом отношении. Этим обеспечивается безопасность движения поездов и сохранность перевозимого груза.
При выборе подвижного состава необходимо учитывать возможность применения комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ как при погрузке вагонов, так и при выгрузке, а также предусмотреть рациональное использование вагонов по грузоподъемности и вместимости.
Показатели, характеризующие вагоны, приведены в Классификаторе грузовых универсальных и специализированных вагонов, эксплуатируемых на магистральных железных дорогах. По нему выбирают для перевозки конкретного груза требуемый тип вагона и указывают его в заявке на перевозку грузов.
Грузовые вагоны магистрального железнодорожного транспорта подразделяют на универсальные и специализированные.
К универсальным относятся вагоны основных типов, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры разных по своим свойствам грузов: крытые, имеющие дверные проемы, люки в крыше и (или) одну из створок дверей, фрамуги; полувагоны, имеющие торцовые двери (торцовые стены), люки в полу, увязочные полукольца, скобы для крепления грузов; платформы, имеющие торцовые и продольные борта и сплошной настил пола.
К специализированным относятся вагоны разных типов, имеющие специальную конструкцию, предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов, близких по своим свойствам и предъявляющих особые требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки, имеющие особые формы кузова, устройства, оборудования и приспособления (цистерны, изотермические, транспортеры, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа, вагоны для автомобилей и др.).
Универсальные крытые вагоны предназначены для перевозки тарно-штучных, пакетированных, насыпных и других грузов широкой номенклатуры, требующих укрытия и защиты от атмосферных осадков. В эксплуатации на магистральных железных дорогах имеются более десяти типов крытых вагонов объемом кузова 106,0; 114,0; 120,0; 123,0 м3, а также с увеличенной вместимостью кузова 140,0 м3; грузоподъемностью 64,0; 67,0; 68,0 т. Кузова могут быть цельнометаллические или с деревянной обшивкой.
В грузовом парке железных дорог имеются цельнометаллические крытые вагоны с уширенными дверными проемами, в каждом из которых установлены две задвижные самоуплотняющиеся двери. Эти вагоны более удобны при перевозке крупногабаритных ценных грузов.
Универсальные полувагоны предназначены для перевозки насыпных, навалочных, штучных, штабельных и длинномерных грузов, не требующих защиты от воздействия атмосферной среды (угля, руды, кокса, флюсов, бокситов, строительных материалов, труб, леса, проката и др.).
В эксплуатации на магистральных железных дорогах имеется более 15 типов универсальных цельнометаллических полувагонов: четырехосные грузоподъемностью 65,0; 69,0; 75,0 т, объемом кузова 70,5; 73,0; 74,0; 76,0; 85,0 и 88,0 м3; шестиосные грузоподъемностью 94,0 т, объемом кузова 104,0 м3; восьмиосные грузоподъемностью 125,0; 129,0; 130,0 т, объемом кузова 140,3; 141,0; 150,0 м3.
Открытый кузов полувагона удобен для погрузки и выгрузки. В полу кузова вдоль боковых стен предусмотрены разгрузочные люки (в четырехосных полувагонах по семь люков с каждой боковой стороны, в шестиосных по восемь, в восьмиосных по 10-11), через которые сыпучий груз самотеком разгружается по обе стороны полувагона.
Торцовые двери полувагона открывают при перевозке длинномерных грузов. На внутренней стороне боковых стен кузова имеются лесные скобы (в четырехосных полувагонах восемь пар), предназначенные для установки стоек при перевозке лесоматериалов и три ряда увязочных полуколец (нижние, средние и верхние).
Отдельные типы четырехосных и восьмиосных полувагонов имеют глухие торцовые стены.
Универсальные платформы предназначены для перевозки колесных и гусеничных машин, штучных, лесных, громоздких, длинномерных и других грузов, не требующих укрытия и защиты от воздействия атмосферной среды.
Основной тип платформы — четырехосная, грузоподъемностью 70, 71 и 73 т, с металлическими бортами из гнутых профилей и с клиновыми запорами бортов. Эти платформы при перевозке грузов не требуют дополнительного крепления бортов короткими деревянными стойками. Для крепления грузов платформы оборудованы торцовыми стоечными скобами (две пары), боковыми стоечными скобами (восемь пар), а также кольцами для увязки грузов.
Специализированные вагоны обеспечивают сохранность перевозимых грузов, комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ, снижают простои под грузовыми операциями, позволяют лучше использовать грузоподъемность и вместимость. Они подразделяются на специализированные вагоны, имеющие особые формы кузова, устройства, оборудование и приспособления (рис. 9.1) и специализированные вагоны, модернизированные из универсальных.
В Классификаторе грузовых универсальных и специализированных вагонов, эксплуатируемых на магистралях железных дорогах, приведено 160 типов специализированных вагонов, указано для каких грузов они предназначены и даны их характеристики (грузоподъемность, объем кузова, масса тары и т.п.). Из них более 20 типов крытых вагонов, специализированных для перевозки апатитового концентрата, минеральных удобрений и их сырья, цемента (рис. 9.1, б), технического углерода, бумаги, зерна, скота, автомобилей (рис. 9.1, д) и др. Их грузоподъемность составляет от 15,0 до 76,5 т, а объем кузова от 55,0 до 120,0 м3 (в зависимости от типа и конструкции вагона).
Кузова большинства специализированных крытых вагонов (вагонов-хопперов) и их разгрузочные устройства построены в виде бункеров с верхними и нижними люковыми отверстиями. Такое устройство позволяет производить выгрузку вагона-хоппера с использованием силы собственной массы груза, который высыпается через предварительно открытые разгрузочные люки. В эксплуатации на магистральных железных дорогах имеются двухъярусные крытые вагоны, специализированные для перевозки живности, легковых автомобилей.
Специализированные полувагоны (более 10 типов) по конструкции и назначению бывают: с глухим кузовом (выгрузка производится на вагоноопрокидывателях) для перевозки медной и железной руды; саморазгружающиеся полувагоны-хопперы для сыпучих и гранулированных грузов, окатышей и агломерата, кокса, фрезерного и кускового торфа; цельнометаллические саморазгружающиеся полувагоны с объемом кузова 135,0 и 154,0 м3 для технологической щепы грузоподъемностью 58,0 т; хоппер-дозаторы для перевозки и дозирования балласта при путевых работах.
Специализированные платформы (8 типов). Шестиосные: для перевозки трансформаторов грузоподъемностью 93,0 т и длинномерных грузов грузоподъемностью 92,0 т.
Четырехосные: для перевозки крупнотоннажных контейнеров и колесной техники грузоподъемностью 60,0; 62,0; 65,0 т; двухярусные для перевозки легковых автомобилей (рис. 9.1, е) грузоподъемностью 20 т (количество перевозимых автомобилей от 8 до 17 штук в зависимости от их марки); для перевозки холоднокатаной стали грузоподъемностью 63,0 т; для перевозки стали в рулонах и пачках грузоподъемностью 60,0 т; для перевозки лесоматериалов с боковым ограждением (рис. 9.1, ж).
Вагоны бункерного типа специализированы для перевозки нефтебитумов, гранулируемых полимеров и бестарной перевозки муки.
Цистерны (более 40 типов) предназначены для перевозки наливных грузов (темные и светлые нефтепродукты, грузы химической промышленности, спирт, молоко, растительное масло, патока, виноматериалы, соки), а также некоторых порошкообразных грузов (цемента, кальцинированной соды и др.). Они отличаются друг от друга по своему устройству, емкости и специализированы в зависимости от конкретного наименования перевозимого груза (серная кислота, метанол, пропан и т.п.) или группы грузов (бензина и светлых нефтепродуктов, для нефти и темных нефтепродуктов, нефтебензиновые, для
вязких нефтепродуктов и т.п.). Цистерны бывают четырехосные и восьмиосные (рис. 9.1, а) для нефтепродуктов с объемом котла 140,0; 159,0; 161,6 м3.
Изотермические вагоны (более 10 типов) служат для перевозки скоропортящихся грузов, требующих соблюдения определенного температурного режима (мясо, рыба, минеральные воды, фрукты и т.п.).
Тяжеловесные (масса до 500 т) и негабаритные грузы перевозятся на транспортерах (более 50 типов) с количеством осей от 4 до 32, грузоподъемностью от 50,0 до 500,0 т. Они бывают площадочного, платформенного, полуколодцеобразного, колодцевого, сцепного и сочлененного типов. На рис. 9.1, в показан сочлененный 28-осный транспортер грузоподъемностью 400,0 т.
Вагоны-самосвалы (думпкары) (рис. 9.1, г) предназначены для транспортировки и механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов (балласта, щебня, камня и т.п.). Они бывают 8 типов (четырехосные грузоподъемностью 50,0; 60,0 т и шестиосные грузоподъемностью 100,0 и 105,0 т).
Эксплуатационные качества конструкции вагонов грузового парка характеризуют следующие показатели: число осей, грузоподъемность, масса тары вагона, объем кузова, площадь пола, длина вагона по осям сцепления автосцепок, внутренняя длина, ширина и высота вагона, технический коэффициент тары, нагрузка на путь, высота бортов платформ
и полувагонов, база вагона, высота пола вагона от уровня верха головок рельсов и др.
В значительной степени эксплуатационные качества конструкции вагонов грузового парка определяются их массой в порожнем состоянии (тарой), которая указывается на раме вагона.
Грузоподъемностью вагона называется максимально допустимая (конструкцией) загрузка вагона, установленная МТК Р с учетом полного обеспечения безопасности движения поездов.
Технический коэффициент тары вагона представляет собой отношение тары qт к грузоподъемности этого вагона Ргр:
Кт = qт/Ргр. (2.1)
Чем меньше технический коэффициент тары, тем меньше собственной массы вагона приходится на каждую тонну транспортируемого груза. Коэффициент тары для большинства вагонов колеблется в пределах от 0,34 до 0,4. Для изотермических вагонов он наиболее высокий (1,0 и более).
Чтобы обеспечить полное использование грузоподъемности, при выборе типа подвижного состава следует установить наиболее целесообразное (в зависимости от рода груза) соотношение грузоподъемности и объема вагона.
Существует два понятия объема кузова вагона: полный (геометрический) объем вагона — равен произведению ширины вагона на его длину и высоту; погрузочный (полезный) объем — та часть полного объема, которая реально может быть использована для загрузки вагона определенным грузом. Отношение погрузочного объема к полному называют коэффициентом использования объема или вместимости вагона:
(2.2)
Удельным объемом вагона Vуд называется отношение полного объема к его грузоподъемности:
(2.3)
Чем выше численное значение этого отношения, тем лучше может быть использована грузоподъемность вагона.
Удельной грузоподъемностью вагона называется количество тонн грузоподъемности, приходящейся на 1 м3 геометрического объема кузова (т/м3), т.е. величина, обратная удельному объему вагона:
(2.4)
Грузоподъемность и вместимость вагона могут быть полностью использованы при удельной грузоподъемности, равной объемной массе груза.
Если объемная масса меньше удельной грузоподъемности вагона, вместимость вагона используется полностью, а грузоподъемность — не полностью, при большой объемной массе — наоборот.
Удельная площадь пола вагона Fуд открытого типа (платформ, полувагонов) — это отношение площади пола Fпол к грузоподъемности:
(2.5)