Функционирование действующих и вновь создаваемых автоматизированных систем и подсистем управления перевозками было бы невозможным без достоверной первичной информации о перевозочном процессе.

Основным источником первичной информации является накладная, оформляемая при приеме груза к перевозке, в которой имеются все необходимые данные в текстовом и закодированном виде для расчетно-финансовых, технологических, технических, оперативных и статистических целей, а также составленная на основании накладной дорожная ведомость.

Источником первичной информации является вагонный лист, натурный лист поезда, маршрут машиниста. В этих формах предусмотрены места для записи соответствующих кодов.

Современное информационно-техническое обеспечение во многом базируется на едином комплексе интегрированной обработки дорожных ведомостей (ЕК ИОДВ).

Кодом называется совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора символов для передачи, обработки и хранения. Например, цифровое обозначение наименования груза, железнодорожной станции, грузоотправителя или грузополучателя, грузового вагона и др.

Использование ЭВМ и автоматизированных систем управления (АСУ) было бы невозможным без единой системы кодирования (нумерации) подвижного состава, станций, дорог, отделений, грузов, поездов, грузополучателей, диспетчерских и поездных участков, особых сведений о поездах, вагонах и грузах, объектов станции, технологических операций и др. Единая система кодирования используется на всех уровнях управления перевозочным процессом в автоматизированных системах:

оперативного управления перевозками (АСОУП), выполнения коммерческих операций (АСКО), управления грузовой и коммерческой работой (АСУМ), фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО), учета дислокации вагонного парка (ДИСПАРК), грузовых станций (АСУГС) и др. Для кодирования используются 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (цифровой десятичный код).

 

В каждый сетевой район включена одна опорная (районная) станция (как правило, крупная сортировочная или участковая) и не более 99 других, открытых для грузовых операций. Каждой железной дороге выделено определенное количество районов — целое или с добавлением половины района.

Всем станциям, входящим в сетевой район, присвоен пятизначный код, в котором первое двухзначное число кода обозначает номер сетевого района, в который она входит, а второе (двухзначное число) — порядковый номер ее в этом районе, считая от опорной, которой этот номер во всех случаях присвоен «00». Пятый знак в коде «0» присвоен опорным станциям и станциям, открытым для грузовых операций, в том числе и

по перевалке грузов с железной дороги на воду (и обратно), и пограничным станциям.

Разъездам и остановочным пунктам присвоены цифры от 1 до 8 в порядке возрастания кодов, считая от станции, открытой для грузовых операций.

В оперативной работе (например при заполнении натурного листа поезда) используются лишь первые четыре цифры кода станции, которая называется единой сетевой разметкой (ЕСР). Для защиты ЕСР используют пятый защитный знак, который одинаков как для кода станции, так и для ЕСР.

Структура построения кода станции представлена на рис. 2.8.

Контрольный знак кодовой защиты рассчитывается и проверяется на ЭВМ (или вручную) методом контрольных чисел с модулем 11, весовой ряд имеет вид 1234567891012 … Искомая контрольная цифра определяется как остаток от деления на модуль 11 суммы поразрядных произведений первых четырех цифр кода на весовой ряд 1234. В том случае, если контрольное число получается двухзначным (10), весовой ряд сдвигают на

 

Рисунок 2.8. Структура построения кода станции

две позиции, т.е. цифры кода станции будут поразрядно умножаться на 3456. Если контрольное число вновь окажется равным 10, то ему присваивается значение 0.

П р и м е р . Рассчитаем защитный знак для станции Сыктывкар и Воркута Северной железной дороги (коды 28390 и 28950).

Для станции Сыктывкар

Складываем результаты произведений и делим на 11, т.е. 2+16+9+36=63; 63:11=5(8). Остаток от деления 8 и есть искомая контрольная цифра.

Помехозащитный код станции будет 283908.

Для станции Воркута

2+16+27+20=65; 65:11=5(10).

В этом случае цифры кода умножаем на сдвинутый ряд 3456.

6+32+45+30=113; 113:11=10(3).

Помехозащитный код станции будет 289503.

С помощью этого метода можно выявить все случаи неправильного указания цифр и их перестановок, а также ошибок других видов.

Система нумерации подвижного состава позволила в восьмизначном номере объединить неповторяющийся инвентарный номер, присвоенный данной единице подвижного состава, его основную характеристику и кодовую защиту достоверности считывания номера.

Первая цифра характеризует вид (род) подвижного состава: 0 — пассажирские вагоны, 1 — локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы на железнодорожном ходу, 2 — крытые грузовые вагоны, 4 — платформы, 6 — полувагоны, 7 — цистерны, 8 —изотермические вагоны, 3 и 9 — прочие вагоны (специализированные и др.), 5 — вагоны собственные, принадлежащие грузоотправителям (грузополучателям).

Вторая цифра — техническая характеристика вагона (осность, масса тары, длина по осям автосцепки, назначение или специализация).

Цифры 0—8 (второй знак номера) обозначают четырехосные, а цифра 9 — восьмиосные вагоны. Все шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры 3 (у шестиосных вторая цифра номера 6, у транспортеров — 9).

Кроме осности, вторая цифра номера определяет для крытых вагонов объем кузова (0 — до 120 м3, 1 — более 120м3, 4 — более 120 м3 и с уширенными дверными проемами), для платформ длину рамы (0 — до 13,4 м, 2 — 13,4 м и более), для четырехосных полувагонов наличие люков в полу и торцовых дверей (0 — с люками и торцовыми дверями, 4 — с люками без торцовых дверей, 8 — с глухим кузовом), для цистерн специализацию, для рефрижераторных вагонов особенности конструкции.

Третья цифра — дополнительная техническая характеристика полувагонов, цистерн, изотермических, крытых и прочих вагонов.

Четвертая, пятая и шестая цифры определяют порядковый номер вагона (характеристики не содержат) и вместе с тремя первыми цифрами создают инвентарный номер вагона.

В седьмом знаке цифра 9 свидетельствует о наличии у вагона (кроме рефрижераторных) переходной площадки.

Восьмая цифра — контрольная. С ее помощью проверяется правильность считывания (передачи) номера. Она наносится слитно с остальными цифрами номера.

Структура построения номера вагона представлена на рис. 2.9.

Для защиты номеров вагонов на железных дорогах стран СНГ и Западной Европы используется способ с модулем 10. Весовой ряд имеет вид: 212121 …, при этом каждая нечетная цифра номера вагона умножается на 2, четная на 1. Затем выполняется поразрядно сложение полученных произведений и определяется цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10.

Рис. 2.9. Структура построения номера вагона

П р и м е р . Номер вагона 2375826. Определим контрольную цифру.

Для этого умножаем цифры номера вагона (семь цифр) на весовой ряд 2121…:

Поразрядная сумма 4+3+1+4+5+1+6+2+1+2=29. Дополняющее до 30 число 1 и будет контрольной восьмой цифрой. Весь номер вагона (код) с контрольной цифрой будет 23758261.

Допустим, при передаче номера вагона переставлены ошибочно вторая и третья цифры. Тогда при проверке будет получено:

Поразрядная сумма 4+7+6+5+1+6+2+1+2=34, а дополняющая до 40 цифра будет 6;

Цифра 6 ≠ 1, что свидетельствует об ошибке в номере вагона.

Грузы, перевозимые железнодорожным транспортом, кодируют в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ)*. Длина кодового обозначения груза составляет шесть знаков и имеет следующую структуру: две первые цифры — тарифная группа груза; третья цифра — номер позиции груза в тарифной группе; четвертая и пятая цифра — порядковый номер груза в тарифной позиции; шестая цифра — контрольное число.

Перечень грузов по тарифным группам, позициям и номерам грузов в позиции и алфавитный список грузов опубликованы в Прейскуранте № 10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки».

Контрольное число рассчитывается по Методике расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Используется метод с модулем 11, весовой ряд 12345678910123 …

П р и м е р . Рассчитаем контрольное число стали сортовой, код 324188.

Для этого умножаем пять цифр кода на весовой ряд.

Складываем результаты произведений и делим на 11, т.е. 3+4+12+4+40=63; 63:11=5 (8). Остаток деления и есть искомое контрольное число, которое и является шестой цифрой кода.

Допустим, при передаче кода груза переставлены ошибочно 2-я и 3-я цифры. Тогда при проверке будет получено:

Складываем результаты произведений и делим на 11. 3+8+6+4+40=61; 61:11=5 (6), число 6 ≠ 8 , что свидетельствует об ошибке в коде груза.

Коды груза широко используют для информации грузополучателей о подходе грузов под выгрузку, а также для решения на ЭВМ задач учета погрузки, выгрузки и продвижения грузов.

Кодирование объектов станций устанавливается Инструкцией по кодированию объектов станций и грузов на железных дорогах. Код состоит из четырех знаков. Для кодирования объектов станций, выполняющих грузовые и технические операции предназначены цифры от 0001 до 0099.

Первые две цифры кода 00 обозначают принадлежность отправителя или получателя грузов к объекту станции.

Третья цифра кода обозначает вид операций: 0 — переадресовка, 1 — выгрузка, 2 — сортировка, 3 — выгрузка и сортировка, 4 — перевалка в речной порт во внутреннем сообщении, 5 — перевалка в речной порт в международном сообщении, 6 — перевалка в морской порт во внутреннем сообщении, 7 — перевалка в морской порт в международном сообщении, 8 — перегрузка в вагоны узкой колеи.

Четвертая цифра кода обозначает наименование объекта станции: 1 —грузосортировочная платформа, 2 — контейнерный пункт, 3 — пункт перегрузки и перевалки, 4 — пункт переадресовки (распыления) вагонов. Например, код 0004 обозначает, что груз в вагоне следует для переадресовки (третья цифра 0) на пункт распыления вагонов (четвертая цифра 4); код 0022 — для сортировки (третья цифра 2) на контейнерный пункт (четвертая цифра 2).

Он присваивается при государственной регистрации предприятий и организаций в местных органах Государственного комитета по статистике по месту нахождения грузоотправителя и грузополучателя. Присвоенные коды передаются в технологические центры по обработке перевозочных документов отделений дорог (ТехПД) и в региональные агенства фирменного транспортного обслуживания (РАФТО) и вносятся во все перевозочные документы и в заявки на перевозку грузов.

Кодирование необходимо для того, чтобы были известны особые сведения, обеспечивающие безопасность проследования поездов и производство маневровой работы с вагонами, в том числе сведения, характеризующие условия перевозки вагонов с опасными или негабаритными грузами, а также возможность роспуска вагонов с горки.

При кодировании информации о поездах кодируется признак порядка списывания состава поезда: 1 — с головного вагона, 2 — с хвостового вагона.

При кодировании информации о вагонах и грузах кодируются четыре группы сведений.

Наличие у вагона тележек с роликовыми подшипниками отмечается цифрой 1, а тележек с подшипниками скольжения — цифрой 0.

Особые условия перевозки и производства маневров с вагонами, загруженными опасными грузами и людьми, кодируются одним цифровым знаком — от 1 до 9: 1 — вагон с людьми, 2 — с проводником, 3 — со взрывчатыми материалами (ВМ) (кроме ВМ кода 9), 4 — с ядовитыми веществами (подкласс 6.1), 5 — со сжатым и сжиженным газом, порожний вагон из-под сжиженного газа, 6 — с легковоспламеняющими твердыми веществами класса 4, 5 (окислители), цистерны с грузом класса 3 (леговоспламеняющиеся жидкости — ЛВЖ), кислотой (подкласс 8.1), 8 — с ЛВЖ (кроме цистерн), с другими опасными грузами (подклассы 6.2—9), кроме цистерн с кислотой, 9 — с ВМ под условным номером 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 156, 167, 168,

176, 179, 182, 199. Сведения, характеризующие негабаритность грузов, перевозку животных, запрещение роспуска с горки, кодируются цифрой от 1 до 9: 1 — живность, 3 — негабаритный груз, 5 — длиннобазные вагоны, 6 — вагоны, требующие осторожности при роспуске с горки, 7 — вагоны, не подлежащие роспуску с горки, 9 — вагоны, не подлежащие пропуску через горку.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК

3.1 Основы планирования перевозок. Порядок разработки и выполнения оперативных планов

С переходом к экономическим методам управления качественно изменились принципы и методы планирования. Они утратили свое директивное содержание и стали важным экономическим рычагом воздействия на производственные процессы на железнодорожном транспорте. В современных условиях планирование направлено на оптимальное использование подвижного состава и других технических средств железнодорожного транспорта, предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта.

Потребовалась корректировка системы планирования перевозок грузов для того, чтобы в максимальной степени учесть как реальные потребности грузоотправителей и грузополучателей в перевозках, так и технические и технологические возможности железнодорожного транспорта.

В Уставе учтены особенности рыночных взаимоотношений между грузоотправителями и грузополучателями и необходимость быстрого удовлетворения потребности в перевозках. Между грузоотправителем (заказчиком) и перевозчиком (исполнителем) заключаются договора об организации перевозок, предусматривающие объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, взаимные обязательства за исполнение договора.

Переход на долгосрочные ответственные договоры с грузоотправителями создал основу для составления прогноза деятельности железных дорог и стратегии их развития.

В соответствии с требованиями Устава изменилась и система планирования перевозок грузов. Подача транспортных средств под погрузку производится по заявкам грузоотправителей, представляемых в удобное для них время. Для решения этой задачи в Уставе установлены новые сокращенные сроки подачи грузоотправителями заявок, которые обусловлены реальным минимально необходимым временем на регулирование вагонного парка на сети железных дорог для своевременного обеспечения заявок грузоотправителей перевозочными ресурсами. Установленные Уставом минимальные сроки предоставления заявок на перевозку грузов требуют от грузоотправителей более детальной информации об условиях и участниках перевозки, которая необходима для ускорения процесса согласования. Особенно это важно, когда перевозки осуществляются на экспорт или в прямом смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта.

Порядок приема заявок на перевозку грузов регламентирован статьей 11 Устава и Правилами приема заявок на перевозки грузов на железнодорожном транспорте.

В соответствии со статьей 11 Устава для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чам за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также, если пунктами назначения указаны порты. Заявки на перевозки грузов представляются в трех экземплярах, каждый из которых подписывается грузоотправителем, заверяется печатью, применяемой при финансовых операциях.

Неправильно оформленные заявки на перевозки грузов к рассмотрению не принимаются.

При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути. Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в международном и смешанном сообщении, а также, если пункта-

ми назначения указаны порты, возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю не позднее, чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Форма бланков заявки на перевозку грузов в вагонах и контейнерах позволяет обеспечивать автоматизированную обработку данных заявки и является единой для всех грузоотправителей.

Грузоотправители представляют отдельную заявку на перевозку грузов по каждой железнодорожной станции отправления, по каждой номенклатурной группе груза с указанием точного наименования груза, по признакам отправки, по признакам принадлежности вагонов, контейнеров, по видам сообщений с подведением итоговых данных в целом по заявке.

В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, который не должен превышать 45 дней. Порядок заполнения отдельных граф заявки изложен в Правилах приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Начальник станции отправления совместно с грузоотправителями не позднее чем за 3 дня до начала выполнения заявки на перевозку грузов уточняет количество необходимых для подачи вагонов, контейнеров по дням, точное наименование подлежащих предъявлению к перевозке грузов, наименование станции назначения.

Принятая заявка подлежит выполнению в точном соответствии с содержащимися в ней условиями. Отступление от них возможно только в случае, предусмотренном Уставом. Просьба о внесении изменений в принятую заявку на перевозку грузов представляется грузоотправителем перевозчику в письменном виде. Перевозчик рассматривает такую просьбу и по согласованию с владельцем инфраструктуры может внести изменения в согласованные заявки.

За внесение перевозчиком по инициативе грузоотправителя изменений в принятые заявки, касающиеся перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, в том числе в международных и смешанных сообщениях, а также за изменение железнодорожных станций отправления перевозчик взимает с грузоотправителя сборы, установленные статьей 11 Устава.

Грузоотправитель может не менее чем за 2 дня до дня погрузки отказаться от выполнения заявки полностью или частично, что не освобождает его от уплаты штрафа, но его размер снижается на одну треть.

Данные принятых заявок на перевозки грузов заносятся в учетную карточку формы ГУ-1 (табл. 10.1), которая ведется уполномоченным представителем перевозчика отдельно по каждому грузоотправителю и по каждому наименованию номенклатурной группы груза. Учетные карточки на перевозку грузов в универсальных контейнерах ведутся отдельно по каждому виду контейнера. Учетная карточка подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток, либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При отказе грузоотправителя от подписания учетной карточки станцией составляется акт общей формы. Порядок ведения учетной карточки определяется Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом. При ее ведении следует обратить внимание, что поданными вагонами, контейнерами считаются: порожние вагоны, контейнеры, поданные в отчетные сутки (в том числе в порядке сдвоенной операции), которые исходя из технологического времени, приведенного в правилах обслуживания железнодорожных подъездных путей, могут быть погружены грузоотправителем в данные сутки; вагоны, контейнеры, оставшиеся не загруженными в предыдущие сутки; вагоны, контейнеры, поданные железной дорогой без учета возможности обеспечения грузоотправителями их погрузки до истечения отчетных суток, но погруженные грузоотправителем до окончания отчетных суток. Результаты подведения итогов выполнения заявки уполномоченный представитель перевозчика сообщает грузоотправителю в течение 5 дней после окончания последних суток, предусмотренных в заявке.

 

Выполнение заявки в отношении грузов, перевозка которых в соответствии с заявкой установлена в вагонах (контейнерах) и тоннах, производится путем сопоставления итогов соответствующих граф. При этом устанавливается количество не загруженных по вине перевозчика и грузоотправителя вагонов, контейнеров, а также величина общего невыполнения заявки в тоннах, допущенных по их вине. Величина общего невыполнения заявки в тоннах определяется путем умножения числа незагруженных вагонов, контейнеров на величину статической нагрузки, исчисляемой путем деления количества тонн на количество вагонов, контейнеров.

По результатам проведенного учета выполнения заявки, а также причин ее невыполнения, заполняется часть вторая учетной карточки «Ответственность за невыполнение принятой заявки, начисленная на: грузоотправителя, перевозчика».

За непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения (с учетом произведенных в заявке изменений) на грузоотправителя начисляется перевозчиком сбор, предусмотренный статьей 94 Устава. По грузам, перевозка которых в соответствии с заявкой установлена в вагонах и тоннах, сбор за непредъявление груза для перевозки на железнодорожную станцию назначения определяется исходя из результата умножения количества непогруженных вагонов на величину статической нагрузки. Сумма сбора заносится в часть вторую учетной карточки.

В Правилах составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом приведены примеры определения количества непогруженных вагонов по вине перевозчика и по вине грузоотправителя, а также образцы подведения итогов выполнения заявки.

При невыполнении заявки на перевозку грузов вследствие аварии у грузоотправителя, в результате которой было прекращено осуществление основной его производственной деятельности, грузоотправителем должна быть представлена копия акта об аварии, составленная соответствующими органами государственного контроля (надзора), и приложена к учетной карточке.

Обстоятельства, предусмотренные в статье 29 Устава, вызвавшие временное прекращение либо ограничение перевозки грузов, запрещение производства погрузочно-разгрузочных работ и послужившие причиной невыполнения принятой заявки на перевозку грузов, должны быть зафиксированы совместным актом, подписанным начальником станции отправления и руководителем организации-грузоотправителя с приложением к учетной карточке необходимых документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

От dolmer25

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *